воскресенье, 10 февраля 2013 г.

взгляды философов на проблему интеллигентности

5. Интеллигентность и культура. Латинское слово «культура» означает «обработка», «разработка», «переработка», «возделывание». Это значит, что культура никогда не может быть наивной. Она всегда есть сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. В этом смысле интеллигентность уже перестаёт быть просто наивной. Интеллигентность наивна только в своей основе; но в своих реально­жизненных функциях она всегда сознательна, предприимчива, предусмотрительна и, где надо, осторожна, а где надо, решительна. Человеческая личность погружена в конкретные природные, общественные и исторические условия. Эти условия часто оказываются благоприятны для личности, но чаще бывают враждебны к ней. Поэтому интеллигентность существует только там, где есть вооружённость против всякого ро

4. Интеллигентность и переделывание действительности. Культурную значимость интеллигентности, всегда существующей среди общественно­-личных и природных несовершенств, в наиболее общей форме можно обозначить как постоянное и неуклонное стремление не созерцать, но переделывать действительность. Интеллигентность, возникающая на основе чувства общечеловеческого благоденствия, не может не видеть всех несовершенств жизни и не может оставаться к ним равнодушной. Для этого интеллигенту не нужно даже много размышлять. Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное к ним отвращение. Можно ли после этого допустить, что интеллигент равнодушен к несовершенствам жизни? Нет, здесь не может быть никакого равнодушия. У интеллигента рука сама собой тянется к тому, чтобы вырывать сорную траву в прекрасном саду человеческой жизни. Культура интеллигенции, как того требует само значение термина «культура», включает переделывание действительности в целях достижения и воплощения заветной и тайной мечты каждого интеллигента работать ради достижения общечеловеческого благоденствия.

3. Интеллигентность и идеология. Ясно, что интеллигентность есть функция личности, возникающая только в связи с той или иной идеологией. Такой термин редко употребляется в характеристиках того, что такое интеллигентность. Обычно это заменяется употреблением тех или иных частных и более или менее случайных признаков. Говорят, например, что интеллигентный человек – это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим людям, вежливый, услужливый, мыслящий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий людям в их добрых делах и в их бедах, надёжный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взглядах, неэгоист и т. д. Такие характеристики часто бывают правильными и даже существенными, часто же необязательными и случайными. Но самое важное то, что всякая характеристика всегда бывает слишком частной и лишена необходимой здесь обобщённости. А необходимая здесь обобщённость ясно относится уже к сфере идеологии. И опять­-таки не к идеологии вообще. Такая общая идеология тоже свойственна всем, и даже неинтеллигентным. И вообще никогда не существует человека без идеологии. Самый ничтожный, самый низкий и узкий, самый далёкий от последовательного мышления человек не имеет, конечно, какой­нибудь сознательной идеологии, но эту идеологию мы можем за него формулировать самым точным образом и всесторонне. Какова же в таком случае идеология интеллигентности? Делая предельно общий вывод и подводя итог всем частностям, необходимо сказать, что интеллигентен тот, кто блюдёт интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живёт и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия. И при этом вовсе не обязательно, чтобы интеллигент сознавал это в подробностях и чтобы вообще это сознавал. В этом смысле интеллигентность почти всегда бессознательна. Наоборот, чересчур большая сознательность в этом деле может только помешать интеллигентности как живому процессу жизни. А в такой интеллигентности есть свои глубины, но совершенно необязательно, чтобы интеллигент это понимал. И в такой интеллигентности есть своя красота; но плох тот интеллигент, который понимает это совершенно точно; и ещё хуже тот, кто это своё понимание выражает для других напоказ. Лучше будет сказать, что интеллигент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом.

2. Интеллигентность и личность. В первую очередь интеллигентность есть та или иная жизнь личности или, вообще говоря, функция личности. Но что такое личность? Личность есть индивидуальный сгусток (узел, связь, структура, система, тождество или какая­-нибудь единичная закономерность) природных, общественных и исторических отношений. Но интеллигентность не только это, потому что и всякий человек, даже совсем неинтеллигентный, всегда тоже есть какая-­нибудь личность, хотя бы и ничтожная.

1. Что не есть интеллигентность. Интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой­-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в общекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественная способность, ни просто какое-­нибудь общественно­-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно­-политической прослойке. Все эти качества и особенности либо являются выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны к ней.

Всю жизнь он ежедневно и много работал, занимаясь разрешением существенных проблем древности и современности, талантливо сочетая умение философа, знания филолога и глубину историка. Будучи уже немощным и слепым старцем, продолжал преподавать студентам на дому. Умер А. Ф. Лосев в 1988 году, в день Славянской письменности и культуры – 24 мая!  Хотелось бы привести сегодня здесь его весьма остроумные и современные рассуждения на тему, предложенную ему московскими студентами об интеллигентности. Отвечает А. Ф. Лосев:

 22 сентября (10 сентября по юлианскому календарному стилю) 1893 года родился Алексей Фёдорович Лосев, великий русский философ-­диалектик и неореалист-­филолог, автор более 400 научных трудов, в том числе книг «Философия имени» (1927), «Диалектика мифа» (1930), «История античной эстетики» (1—8 тт. 1963—1994 гг.). 

Опубликовано: 26.09.2011

Подготовлено: В. Э. БУДЕЙКО, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка

ЧТО ЕСТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ?

    >   > 

ЧТО ЕСТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ? — Университетская Набережная

Комментариев нет:

Отправить комментарий